Два зайца одним выстрелом!

На 20% снижена стоимость сделки по покупке бизнеса, а также выигран арбитраж на 24 млн. руб. благодаря инициативному аудиту (Due Diligence).

Два зайца одним выстрелом!

Исходное состояние:

В нашу компанию «Финансовый и налоговый аудит» WiseAdvice Consulting Group обратился потенциальный покупатель бизнеса с целью проведения независимого инициативного аудита объекта с элементами Due Diligence.

Игуш Наталья

Наш Заказчик планировал приобрести компанию, владеющую крупным земельным активом со складскими комплексами, на территории Москвы. Аудиторская проверка была нужна для выявления скрытых обязательств организации.

Игуш Наталья
Ген. директор компании «Финансовый и Налоговый Аудит», ГК WiseAdvice

Решение:

Проведенный нами инициативный аудит показал, что финансовое состояние компании верно отражено в текущей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом мы обнаружили важный момент: незавершённое судебное разбирательство на сумму 24 млн. рублей, по которому компания все еще выступает ответчиком. Годовая выручка компании на то время составляла около 200 млн. руб. и данное обременение было существенным. Этот факт лучшим образом был использован в пользу нашего Заказчика в итоговых переговорах о «цене».

После приобретения данного актива новый собственник привлек специалистов нашей компании снова уже в качестве экспертов для судебного разбирательства по этому делу.

Аудиторы выявили, что претензия связана с возмещением убытков по сгоревшим в пожаре товарам, якобы находившихся на хранении у одного из арендаторов.

Общая сумма предъявленных претензий составила более 28 млн. руб., в том числе 4 млн. руб. — это возмещение морального ущерба и вреда здоровью тушившему пожар сотруднику арендатора, решение суда по которому уже было на момент проверки.

Оставшиеся 24 млн. руб. — это ущерб в виде стоимости товара, находившегося в тот момент на складе.

Экспертиза показала, что наличие товара на складе подтверждено только инвентаризацией, проведенной после пожара, и документами по закупке товара от одного из поставщиков. Нами выявлено, что результаты инвентаризации были оформлены с множеством нарушений и подписаны только сотрудниками Истца. Данные по бухгалтерскому учету, находившиеся в материалах дела, были отрывочные, несистемные и не позволяли документально или иными методами установить реальное наличие товара на складе на момент пожара.

Основной сложностью данного проекта для нас стало почти полное отсутствие информации о деятельности Истца. Она выглядела для нас как «черный ящик». В этой ситуации мы были вынуждены искать сторонние подтверждения наличия товара.

По информации, полученной из налоговой инспекции, мы выяснили, что Истец никогда ранее и никогда позже не обладала такими товарными остатками. Максимальная величина товарных остатков этой компании не превышала 2 млн. рублей. Общая величина годового товарооборота компании не превышал 25 млн. руб. То есть заявленные товарные остатки категорически не соответствуют объемам деятельности Истца.

Кроме того, мы заметили, что закупка якобы сгоревшего товара производилась только от одного поставщика. Анализ поставщика дал нам интересные результаты:

  • Товар на всю сумму заявленного ущерба поступил не ранее, чем за 2 месяца до пожара;
  • У Истца не было объяснений, для кого закупался товар;
  • У Истца заведомо не было возможности произвести оплату этого товара (не было ни денег, ни кредитов, ни дебиторской задолженности, ни каких-то других активов и средств, которые можно было бы направить на оплату товара).

Это заставило нас усомниться в существовании «сгоревшего» товара.

По согласованию с заказчиком позже силовыми органами (полицией) была проведена проверка должной осмотрительности при выборе контрагента Истцом. Она показала, что:

  • поставщик обладает многими признаками компании-однодневки и на момент разбирательства уже была ликвидирована;
  • расчеты Истца и поставщика никак не связаны с поставками. То есть поставщик на протяжении многих лет поставлял товар (только по документам), в то время как оплата этого товара практически не производилась;
  • поставщик не платил налоги;

Полицией было подтверждено, что компания — поставщик обладает признаками фирмы «однодневки». Были найдены родители генерального директора этой фирмы, которые подтвердили, что их сын является асоциальным элементом, имеющим серьёзные проблемы с алкоголем, и никакими компаниями реально не руководящий.

Эффективность аудита

При стоимости аудита в 326 тыс. руб. коэффициент эффективности составил 7 362% + снижение стоимости сделки – 20%!

Результаты:

  • На 20 % снижена стоимость сделки по покупке бизнеса, благодаря выявленному нами обременению на 24 млн. руб., что многократно превышало стоимость инициативного аудита с элементами Due Diligence.
  • На основании собранных доказательств, в процессе инициативного аудита и расследования недобросовестных действий, наш Клиент выиграл уголовное дело. Итоговое решение с учетом всех инстанций Арбитражный суд Москвы принял в декабре 2015 года. Это позволило снять с компании необоснованные претензии на сумму в 24 млн. руб.